20 триллионов долларов в энергосектор

20 триллионов долларов придется вложить в мировой энергосектор

Диверсификация географических поставок энергоресурсов становится в настоящее время важной как никогда. До 2030 г. ископаемые источники энергии сохранят доминирующие позиции.
Спрос в мире на первичные источники согласно базовому сценарию МЭА возрастет к 2030 г. наполовину, в среднем увеличиваясь ежегодно на 1,6%. Значительная часть спроса реализуется в период до 2015 г. Более того, 70% роста потребности в энергоресурсах за весь рассматриваемый период придется на развивающиеся страны, причем на один только Китай — 30%. Дело в том, что в развивающихся странах будут отмечаться наиболее высокие темпы роста не только экономик, но и численности населения.

Еще один важный вывод: практически 50% прироста потребностей обеспечит электроэнергетика, 20% — транспорт.

До 2030 г. основным источником энергии будут оставаться так называемые ископаемые виды — на них придется до 83% роста. Доля нефти несколько снизится, хотя в предстоящие 25 лет она и останется основным энергоресурсом.

Спрос на нефть достигнет к 2015 г. 96 млн барр./день, а в 2030-м — 116 млн барр./день. Для сравнения: в 2005 г. этот показатель составлял 84 млн барр./день.

В абсолютных цифрах наибольший рост спроса коснется угля. Объясняется это предполагаемыми увеличивающимися потребностями электроэнергетики. Еще один важный вывод: на Индию и Китай придется 80% возросшего спроса на уголь для обеспечения энергобаланса. Кстати, уголь по-прежнему остается вторым по важности источником первичной энергии, и его доля неизменно растет. Увеличивается и доля природного газа, хотя по сравнению с предыдущими экспертными оценками не так быстро, в основном из-за высоких цен. Несколько возрастет в энергобалансе доля гидроэнергетики и сократится доля ядерной энергетики.

Поскольку развивающиеся страны во все большей степени будут переходить на традиционные источники энергии, доля биомассы в энергобалансе несколько сократится. Но при этом биомассы потребуется больше для производства биотоплива.

Наконец, доля возобновляемых источников (куда не входит большая гидроэнергетика) в энергобалансе будет расти высокими темпами, но не следует забывать о чрезвычайно низкой первоначальной точке отсчета.


ЦЕНЫ НА НЕФТЬ

Основополагающие показатели рынка подсказывают, что цены в принципе должны несколько снижаться по мере ввода в строй новых мощностей. С другой стороны, нельзя забывать и о геополитических рисках.

В МЭА считают, что в начале следующего десятилетия средняя цена импортируемой нефти в реальном выражении упадет до 47 долл./барр., но затем будет неизменно повышаться, вплоть до 2030 г.

Цены на природный газ в целом будут повторять динамику цен на нефть, поскольку по-прежнему в широких масштабах применяется индексация цен на газ в соответствии с ценами на нефтепродукты. Так происходит, например, при заключении долгосрочных контрактов.

Пропорционально будут расти и цены на уголь.


ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Угрозы с точки зрения энергетической безопасности сохраняются. Если цены на нефть и газ продолжат расти, страны-потребители окажутся в очень уязвимом положении, особенно в случае внезапного прекращения поставок и взлета цен. Во многом это относится к развитым странам, а также к развивающимся азиатским государствам, которые не имеют возможности собственными силами удовлетворить свои потребности.

В предстоящем десятилетии будет отмечен пик добычи нефти и газового конденсата странами, не входящими в ОПЕК. Основными потребителями останутся развитые страны Запада (члены ОЭСР). Дополнительный импорт будет обеспечен за счет поставок с Ближнего Востока по уязвимым морским путям.

Концентрация добычи нефти в малой группе стран, обладающих большими запасами, прежде всего в ближневосточных государствах — членах ОПЕК и России — увеличит их доминирование на рынке и возможность навязывать высокие цены. Значительная часть потребности в газе также должна удовлетворяться за счет импорта.

Растет спрос на нефть со стороны транспорта. В данном случае речь идет о неэластичном спросе по сравнению с другими отраслями. В результате спрос на нефть будет все меньше реагировать на динамику международных цен на нее.

Цены на нефть по-прежнему будут определять состояние мировой экономики. С 2002 г. она развивается высокими темпами, но они были бы еще выше, если бы не рост цен на энергоносители. Естественно, в этой связи будет ощущаться инфляционное давление, которое приведет к росту учетных ставок. Многие развитые страны уже испытали значительное ухудшение платежного баланса, особенно США. Перетекание нефтедолларов, возможно, предотвратило значительный рост процентных ставок и отсрочило возможные негативные последствия в отношении реальных доходов населения. Чем дольше цены на нефть будут оставаться на нынешнем уровне или чем больше они будут расти, тем сильнее будет угроза всему экономическому росту стран-импортеров. Особенно разрушительным станет неожиданное прекращение поставок.


ИНВЕСТИЦИИ

Для того чтобы удовлетворить энергетический голод, потребуются огромные инвестиции в соответствующую инфраструктуру. В базовом сценарии МЭА на этот счет содержатся конкретные расчеты. Эксперты считают, что с 2005 по 2030 г. общий объем инвестиций в отрасль (по курсу доллара 2005 г.) потребует более 20 трлн долл. Это на 3 трлн больше, чем допускалось в предыдущем прогнозе. Объясняется это резким увеличением расходов на капитальное оборудование, особенно в нефте- и газодобыче.

56% всех инвестиций потребуется вложить в предприятия по выработке электроэнергии, а с учетом расходов на топливо для электростанций — примерно 60% всех инвестиций.

В нефтяной сектор потребуется вложить до 2030 г. 4 трлн долл. 75% этой суммы пойдет на добычу нефти. В данном случае инвестиции будут больше зависеть не столько от спроса на нефть, сколько от производительности месторождений. Более половины всех требующихся инвестиций в энергетику в мире — а это примерно 10 трлн долл. — потребуется осуществить в развивающихся странах. Только Китаю понадобится инвестировать 18% всего мирового объема средств, или 3,7 трлн долл.

Нет никакой гарантии, что будут осуществлены все требующиеся инвестиции. Здесь многое зависит от политики конкретных государств, геополитических факторов, неожиданных изменений стоимости оборудования, цен на нефть, внедрения новых технологий и т.д. Все это окажет определенное воздействие на стремление частных и государственных компаний инвестировать средства в различные секторы энергетики. Решающее значение будет иметь намерение основных нефте- и газодобывающих стран вкладывать такие огромные суммы. От этого во многом будет зависеть объем и расходы на импорт энергоресурсов. Есть сомнения относительно того, к примеру, будет ли достаточно инвестиций в российскую газодобывающую отрасль даже для того, чтобы сохранить на нынешнем уровне объемы поставок в Европу и начать экспорт газа в Азию.

Остается неопределенность относительно способности и желания основных производителей нефти и газа форсировать инвестиции, с тем чтобы удовлетворить возрастающие потребности стран мира.

Расходы ведущих мировых нефтяных и газовых компаний номинально в первой половине нынешнего десятилетия возросли и будут продолжать расти до 2010 г. Но здесь необходимо учитывать возрастающие расходы с учетом инфляции. Например, инвестиции в 2005 г. были только на 5% выше, чем в 2000 г. Предполагаемые инвестиции в следующие пять лет должны увеличить нефтедобычу, но рост дополнительных мощностей может оказаться меньше из-за нехватки квалифицированного персонала, оборудования, инфляции, истощения месторождений, по причинам геополитики, правовых аспектов.

Расходы на переработку и создание соответствующих предприятий должны к 2010 г. увеличить мощности почти на 8 млн барр./день. В последующие десятилетия понадобятся дополнительные инвестиции в реальном выражении для сохранения темпов роста добычи и переработки.

В пессимистическом сценарии при различных негативных аспектах предполагается рост цен на нефть на одну треть, что вызовет к 2030 г. снижение спроса на нефть на 6%.


ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

Ее развитие является важным фактором снижения зависимости от импортного газа и замедления роста выбросов СО2. Мощности АЭС вырастут с 368 млн в 2005 г. до 416 млн кВт в 2030 г. По мере роста цен на другие виды энергоресурсов атомная энергетика будет становиться более конкурентоспособной. Достаточно сказать, что на новых АЭС стоимость 1 кВт•ч может быть менее 5 центов. Но роль атомной энергетики станет значительнее в том случае, если правительства заинтересованных стран сыграют более важную роль в облегчении частных инвестиций, особенно на либерализованных рынках. АЭС — затратное предприятие, требующее первоначальных инвестиций 2—3,5 млрд долл. на один блок. С другой стороны, АЭС не зависят от цен на органическое топливо, как тепловые электростанции. А запасы урана имеются во многих районах мира, и их вполне достаточно.

Но одной из главных целей в предстоящие десятилетия должно стать более эффективное использование энергоресурсов, с тем чтобы добиться максимально возможной экономии энергии.

06.12.2006, 3325  просмотров.